Хохломская роспись – это… Что такое Хохломская роспись?

Степан Разин и другие причины появления хохломы

Хохломской промысел возник на северных окраинах нижегородских земель по вполне прозаичным причинам, главная из которых — недостаток пахотных земель. Тем, кто в XVII веке стал заселять эту разорённую набегами казанских ханов территорию, приходилось извлекать выгоду из окружающих глухих лесов, вытачивая и продавая домашнюю утварь.

К тому же в какой-то момент левобережные земли велением царя Александра Михайловича отошли его воспитателю боярину Морозову, и тот разрешил ремесленникам-новопоселенцам несколько лет пользоваться лесом и не платить оброки. На левый берег перебрались безземельные крестьяне с правобережья, а после восстания Степана Разина туда же направились и ремесленники из разорённых морозовских сёл Лысково и Мурашкино.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

Они и принесли с собой знание о том, как золотить «на оловянное дело» церковную утварь и обжигать до лаковой прочности и янтарного цвета олифу на посуде. Наконец, для развития производства дорогой по тем временам «позолоченной» посуды был необходим заказчик. В такой роли выступили Троице-Сергиев и Макарьевский Желтоводский монастыри, скупавшие расписные вещи и, вероятно, снабжавшие ремесленников дорогим оловом.

История

Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки – “ботнички”, вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.

Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой.

Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику “золотой” окраски. Еще в XIX веке наряду с “золоченой” деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами – розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.

Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи.

Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII – XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами.

Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.

Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два киота конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного музея. Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей.

Хохломская роспись - это... Что такое Хохломская роспись?

Старообрядцы-раскольники привозили с собой древние иконы, рукописные книги, богато украшенные миниатюрами и орнаментальными заставками, узорные ткани, ювелирные изделия. Далекая лесная глухомань Заволжья стала, таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков богатейшей сокровищницей древнерусского искусства. Это не могло не отразиться на развитии местной художественной культуры.

На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Наиболее состоятельные переселенцы стали торговцами и скупщиками. Занявшись росписью токарной посуды, иконописцы могли применить известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам тоже изготовлять оригинальные изделия, не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы.

В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений.

Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает.

И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты… Узнав об этом, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие – на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких мастеров.

Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII – начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, Приемы его исполнения были разнообразны.

Хохломская роспись - это... Что такое Хохломская роспись?

В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике “под фон”. Мотивы “кудрины” были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.

На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabouten-GB

Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.

На изменении трактовки орнамента сказалось и восприятие мотивов природы, свойственное народным мастерам. На смену характерным для рисунков XVII века цветам и растениям приходили другие – более понятные и знакомые. Тюльпан становился похожим на колокольчик, лист винограда на лист клена, а рядом с ними появляются поэтичные веточки с русскими северными ягодами брусники и клюквы.

В искусстве орнамента Хохломы утверждаются характерные для народного декоративного творчества черты: большая образная выразительность росписи, декоративность, предельная строгость и скупость художественных средств. Наиболее ярко они проявились в травных орнаментах, преобладавших в росписи посуды. Усваивая новые приемы орнаментации, мастера сохраняли и более ранние традиции украшения посуды.

Сохранившиеся в музеях произведения хохломского искусства позволяют составить представление об отдельных периодах его развития. Самые ранние дошедшие до нас памятники относятся к рубежу XVIII – XIX веков. Это – чашки, братины, кружка и туесок. Они украшены лишь неширокими золотистыми поясками. Очевидно, для окраски деревянной посуды порошок серебра был дорогим материалом.

На одной из братин крупными темпераментными мазками написан красный цветок, свободно раскинувший лепестки и листья. Художник смело перекинул с черного фона на золотой мелкие лепестки, и золото засверкало еще ярче от упавших на него огненных мазков киновари. Белильные оживки, искусно брошенные на самые крупные лепестки, еще более выделяют его на черном фоне.

Хохломская роспись - это... Что такое Хохломская роспись?

С первой половиной XIX века связаны большие изменения в искусстве хохломской росписи, В это время вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. В истории промысла наступил новый период. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц, поставцов в золотистый цвет.

Рисунки хохломской травки, позволявшие наиболее эффектно использовать “золотую” окраску, получают в это время еще большее развитие. Мастера Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов, наиболее соответствующие живописи по золотому фону.

Правда ли, что хохлому придумали старообрядцы

Представление, что имитировать позолоту на деревянных вещах ремесленников лесного Заволжья научили бежавшие туда от гонений раскольники, популярно, но, судя по всему, не совсем верно. Сохранившиеся документы показывают, что подобная техника была известна новгородцам как минимум за десятилетие до церковной реформы.

Сам колорит хохломы — сочетание чёрного (сажа), красного (киноварь) и золотого цветов — хоть и утратил в промысле своё значение, был характерен для церковной утвари и глубоко символичен.

Тем не менее, старообрядцы повлияли на развитие промысла: они привезли с собой богато орнаментированные рукописи, ювелирные украшения и ткани с золотым шитьём; в скитах трудились художники и ремесленники. Жители близлежащих деревень постепенно перенимали у них навыки живописного мастерства. Кроме того, богатые скиты не только сами делали золочёную утварь, но и могли заказывать и покупать её.

Технология хохломы: метаморфозы «белья»

Как же создают хохлому? Для начала рубят липу, осину или берёзу, оставляют её сохнуть на год или два. Затем дерево распиливают и колют на чурки, из которых вытачивают заготовки, за светлый цвет называемые «бельё». Их обмазывают масляно-глиняным грунтом, сушат, шлифуют, несколько раз покрывают олифой и лудят: по последнему, не до конца высушенному слою олифы натирают оловянным порошком. «Глиняная» посуда превращается в «серебряную».

Только после этого вещь оказывается готова к росписи, а после — к финальному покрытию олифой и отправке в печь, где покрытие пожелтеет, и возникнет то самое хохломское «золото». За века технология изменилась мало, разве что сейчас вместо оловянного порошка используют алюминиевый, а вместо олифы — жёлтый лак. На «бельё» идёт, в основном, мягкая и лёгкая липа, так что хохлома — золото буквально липовое.

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бъют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

alt

Изготовление «белья»

Хохломская роспись - это... Что такое Хохломская роспись?

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно.

Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка.

Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

alt

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрин» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

alt

Хохломская роспись

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре 150… 160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Преображения дерева начинается в токарном цехе, где из липовых, березовых и осиновых брусков-заготовок получаются чашки, поставцы, бочонки, вазы; в столярном цехе, где делают мебель; в мастерской ложкаря или резчика, вырезающего из дерева большие и малые ковши. Труд резчика подобен труду скульптора, ваятеля. В работе токаря – своя специфика: нужно “чувствовать станок”, приноровиться к непрерывному вращению деревянной болванки.

А замысел токаря, резчика или проектировщика хохломской мебели подчинен определенной задаче: создать такую форму, которая, обладая пластической выразительностью, отвечала бы утилитарному назначению изделия и вместе с тем выгодно подчеркивало бы достоинства художественной росписи. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличительными особенностями которой стали благородная простота силуэта, строгость пропорций.

Традиционные чашки, солонки, поставцы токарь вытачивает легко, без особого труда, а большие знатоки своего дела могут творчески варьировать их формы, добиваясь новых пластических и декоративных эффектов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseen-GB

Если же разрабатывается новый ассортимент, мастер выполнит рисунок и чертеж изделия, посоветуется с художниками по росписи, представит новинку на суд художественного совета объединения.

Но вот работа токаря закончена. Некрашеную посуду – полуфабрикат – называют в промысле “белой” или “бельем”. Они и в самом деле желтовато-белые, эти пахнущие деревом свежеоструганные чашки и миски, яркий цветочный узор так и просится на их округлые бока. Однако в цех художественной росписи попадут они не сразу: в необычной технологии хохломской окраски большую роль играет предварительная подготовка деревянной поверхности.

Прежде всего полуфабрикат – “белье” – надо тщательно просушить, иначе дерево может дать трещины. Поэтому в помещениях предварительной обработки постоянно поддерживается температура около 30 градусов. Здесь на широких полках – “колосниках” – досушиваются белые точеные изделия.

Чтобы окраска была прочной, а роспись не пожухла, некрашеные чашки покрывают специальным глиняно-масляным грунтом красновато-коричневого цвета, от чего все они станут похожими на глиняные. Наносят грунт лоскутком овечьей кожи, обмазывая поверхность предмета жирным слоем этого раствора.

После грунтовки изделие 7-8 часов сушат в электропечи, затем очищают его поверхность от шероховатостей наждачной бумагой – ошкуривают, шпаклюют – закрывают изъяны древесины приготовленной для этого замазкой, однородной по составу с грунтом. Изделия, сложные по форме: детские стульчики, ковши, ошкуривают вручную, а чашки, поставцы, вазочки шлифуют на станках.

Самая ответственная операция – олифление, от нее будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, яркость росписи. Загрунтованные изделия до блеска пропитывают вареным льняным маслом – олифой. Делается это так: работница окунает в миску с олифой тампон, свернутый из овечьей или телячьей кожи, затем быстро-быстро втирает олифу в поверхность чашки, поворачивая ее так, чтобы олифа распространялась равномерно. Три, а то и четыре раза пройдут изделия через заботливые руки олифленщиц, а в промежутках между “мазями” будут вновь сушиться на колосниках.

И, наконец, последняя подготовительная операция – лужение. Исполняют ее также вручную тампоном из овечьей кожи. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком (в прошлом веке использовался оловянный, реже – серебряный), следя за тем, чтобы слой пудры был ровным, тонким и плотным одновременно. “Луженые” чашки уже не напоминают глиняные, они сверкают серебром и в таком виде поступают в цеха росписи.

Здесь под кистью художниц загораются на серебристых чашках огненно-алые травы, расцветают диковинные цветы. В росписи используются жаростойкие масляные краски – красная киноварь, черная сажа, а для прописки деталей орнамента – коричневая, зеленая, желтый крон.

Хохломская роспись выполняется в свободной живописной манере, прелесть которой в сочетании непринужденности и лаконизма. Нельзя не восхищаться умением мастериц несколькими сочными мазками и изящными росчерками кисти воссоздать радостный образ цветущего растения, нельзя не удивляться богатству их воображения, способности бесконечно варьировать полюбившийся мотив, обогащая его новыми чертами.

Опытные художницы обладают безукоризненным чувством ритма, чутьем декоратора – орнаменталиста. Уверенно покрывают они ажурными растительными узорами и сложные сферические, и плоские поверхности, выявляя расположением рисунка красоту формы предмета, одинаково легко пишут близкие природе травные мотивы с ягодами и фантастические орнаменты кудрины. И у каждой мастерицы свой особый индивидуальный почерк.

Но как бы виртуозно ни была исполнена роспись, ее краски не звучат еще в полную силу, пока узор или фон остаются серебристыми. Неповторимый хохломской колорит она приобретает лишь после того, как отлакированные изделия побывают в электропечи.

alt

Расписные изделия два-три раза покрывают синтетическим лаком: мелкие – вручную, крупные – пульверизаторами в специальных кабинах. Затем их подвергают закалке при высокой температуре. Еще в начале ХХ века, да и в первые десятилетия существования советского промысла, для этого использовались печи, напоминающие обыкновенную деревянную русскую печь.

Огромным событием в жизни Семеновской фабрики была установка в 1959 году первой электрической печи. В настоящее время, когда хохломское производство оснащено усовершенствованными по своей конструкции электропечами, по-прежнему сохраняет свое значение старинная профессия “уходчика печей”. Печник и сегодня должен быть знатоком своего дела.

Чтобы получить нужный эффект от закалки, он должен точно рассчитать ее время, которое зависит и от сорта дерева, и от качества лакировки, и от габаритов изделия. Как правило, изделия находятся в печи 3-4 часа. Процесс закалки проходит при температуре в печи 120-130 градусов. Под влиянием высокой температуры лаковая пленка пожелтеет, “серебро” обратится в “золото”, а деревянные расписные чашки станут похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Не хохломская хохлома: где расписывали посуду

Своё имя промысел получил не по месту, где точили или расписывали посуду, а по названию торгового села Хохлома, куда свозили и «бельё», и «позолоченные» чашки, братины и туески, и откуда они расходились по другим ярмаркам.

Близость ярмарок, в том числе крупнейшей Макарьевской, стала значима после 1720 года: тогда закончилась Северная война, олово подешевело, стало возможным массовое производство посуды.

Судя по документам конца XVIII века, хохломой занимались в деревнях по рекам Узола, Ветлуга, Керженец. Крупнейшим центром был город Семёнов (до 1779 года — село Семёновское), до сих пор считающийся столицей хохломы. В 1797 году там создавалось и привозилось на продажу «чашек крупных, средних и мелких 550 тысяч, стаканов 100 тысяч, ложек кленовых, берёзовых, осиновых — 800 тысяч, блюд осиновых мелких 300 тысяч…»

Три имени в хохломской росписи

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

Чтобы не запутаться в многообразии хохломских узоров, достаточно научиться различать две основные техники их создания: верховое и фоновое письмо. Верховое письмо — ранний способ росписи, сложившийся в первой половине XIX века, когда хохломскую посуду стали золотить не фрагментами, а полностью. Узор здесь наносят цветными красками по золотому фону.

Самый известный вид — «травка», очень фольклорная по своему духу роспись тонкими мазками-травинками. Фоновое письмо — более поздний вид, сложившийся под влиянием городецкой росписи и домовой резьбы. Здесь фон закрывают краской так, чтобы на нём остались сиять золотые узоры. Популярный подвид — «кудринка», роспись плотно лежащими причудливыми завитками.

Фёдор Фёдорович Красильников (род. 1876) — представитель знаменитой древней династии художников. В 1928 расписал комплект мебели для кабинета, посланный в подарок жившему тогда в Сорренто Максиму Горькому.

Григорий Петрович Матвеев (род. 1875) — профессиональный художник, педагог. В 1917 году основал в Семёнове школу хохломской росписи, выросшую потом в фабрику «Хохломская роспись».

Татьяна Васильевна Баранова (род. 1953) — заслуженный художник РФ. Ввела в хохлому неканоничный зелёный фон, создав по просьбе певицы Людмилы Зыкиной орнамент с ландышами.

Хохлома в городах

Вторая половина XIX века — время, когда хохлома завоёвывает города. Переезд туда разбогатевших скупщиков хохломской посуды, народнические идеи и интерес образованной части общества к народным промыслам — всё это способствовало росту популярности промысла. Бурно развиваясь, хохлома теряет аутентичность.

alt

На промысле такие узоры переводят с помощью бумажного трафарета и называют «славянской вязью».

Путь хохломы в XX веке

На границе столетий хохломской промысел едва не исчез. Подорожание древесины, распространение фабричной посуды, войны, голод в Поволжье привели к тому, что создавался минимум самых простых и дешёвых вещей. Однако с 1917 года возрождением промысла занялось государство. В Сёмино из основанной в 1919 году красильно-ложкарной артели постепенно вырастает фабрика «Хохломской художник». В Семёнове из открытой в 1918 году школы художественной обработки дерева развивается фабрика «Хохломская роспись».

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Художники экспериментируют: в 1930-е годы расписывают фарфор и оформляют общественные пространства, в 1950-е в узоры вводятся политические мотивы. На двух предприятиях складывается свой стиль: в Сёмино сохраняют крестьянскую традицию письма «травка» и придерживаются строгих традиционных форм изделий, в Семёново художники предпочитают графичное фоновое письмо с крупными садовыми цветами и волшебными птицами.