Что можно написать в читательский дневник

Как заполнять читательский дневник

В каждой школе и даже в каждом классе учитель может предложить свою форму заполнения читательского дневника. Но одинаковой особенностью является наличие столбцов с названием произведения, датой его написания, автором и кратким содержанием о прочитанном.

В некоторых читательских дневниках также заносят жанр, год публикации и другие информационные данные.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Предлагаю один из вариантов читательского дневника в упрощенной форме.

Автор Год написания Жанр произведения Главные герои Кратко
Здесь мы пишем инициалы и фамилию автора, написавшего произведение Здесь мы пишем год написания – не год публикации. Нам важно, когда автор закончил работу над своим произведением. Под жанром подразумеваются такие категории, как роман, рассказ, поэма, повесть и др.

Здесь указываем, к какому жанру относится данный вид произведения автора.

Здесь перечисляем главных героев произведения. Желательно с краткой их характеристикой. И, наконец, очень кратко пишем, о чем написано в произведении, каковы главные особенности и выражаем свое мнение о прочитанном.

Образец

А.Б. Вавилов 2019 Роман Анна Игоревна – домохозяйка, играющая на пианино

Федор Поликарпович – плотник, который постоянно что-то чинит в доме у Анны Игоревны

Васёк и Масёк – два оболтуса, вечно болтающиеся у мамы Анны Игоревны под ногами

Роман повествующий о нелегкой доле одинокой женщины Анны Игоревны, воспитывающей двух озорных мальчуганов.

Постоянный гость и помощник в доме Федор Поликарпович развил идею, как перевоспитать сорванцов.

Он готов жениться на Анне Игоревне, но та находит постоянные отговорки.

Роман – очень весёлый, читается легко и непринужденно.

Мое мнение

В жизни много разных интересных занятий и увлечений, которыми можно заинтересовать даже самых озорных мальчуганов.

Но с ними нужно всегда быть начеку, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

А главный урок – надо всегда слушаться взрослых и тогда не придется хлюпать носом, когда тебя снимают с дерева вверх тармашками, как героев нашего романа.

Оформление обложек у читательских дневников тоже различны. Для учеников младших классов это могут быть красочные обложки со сказочными героями.

Школьники постарше предпочитают украшать обложку в соответствии со своими вкусами и интересами. Старшеклассники зачастую и вовсе не украшают, а берут обычную тетрадку и в последний день каникул быстро строчат в ней что попало или списывают из интернета.

Но лучше уделить время и внимание оформлению читательского дневника во время, а не после каникул. И заполнять его сразу же после прочтения книги, а не тогда, когда сюжет уже успеет размыться в памяти.

Предлагаю пример оформления обложки читательского дневника для самых маленьких читателей.

Как писать читательский дневник

План читательского дневника состоит из следующих пунктов:

  1. Название книги.
  2. Автор.
  3. Время создания.
  4. Краткий пересказ сюжета.
  5. Главные герои.
  6. Проблематика.
  7. Впечатления от прочитанного.

С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном. Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили».

Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Проблематика

Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле. Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление.

Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.

Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.

Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.

Что можно написать в читательский дневник
Читательский дневник студента не дает книге «улететь» из памяти

Кратчайшие содержания произведений для читательского дневника

Начальная школа

  1. «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
  2. «Царевна Лягушка»
  3. Аксаков С. «Аленький цветочек»
  4. Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок»
  5. Андерсен Г.Х. «Дикие лебеди»
  6. Андерсен Г.Х. «Дюймовочка»
  7. Андерсен Г.Х. «Принцесса на горошине»
  8. Андерсен Г.Х. «Русалочка»
  9. Андерсен Г.Х. «Снежная королева»
  10. Бажов П. «Серебряное копытце»
  11. Бажов П. «Малахитовая шкатулка»
  12. Бажов П. «Хозяйка медной горы»
  13. Братья Гримм «Бременские музыканты»
  14. Велтистов Е. «Приключения Электроника»
  15. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
  16. Гайдар А. «Тимур и его команда»
  17. Гайдар А. «Чук и Гек»
  18. Гауф В. «Карлик Нос»
  19. Гауф В. «Маленький Мук»
  20. Гофман Э. «Щелкунчик и Мышиный король»
  21. Губарев В.Г. «Королевство кривых зеркал»
  22. Дарелл Джеральд «Моя семья и звери»
  23. Диккенс Ч. «Приключения Оливера Твиста»
  24. Ершов П.П. «Конёк-Горбунок»
  25. Катаев В. «Цветик-семицветик»
  26. Катаев В.П. «Сын полка»
  27. Киплинг Р. «Маугли»
  28. Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
  29. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон»
  30. Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка»
  31. Медведев В.В. «Баранкин, будь человеком!»
  32. Михалков С. «Дядя Стёпа»
  33. Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей»
  34. Носов Н.Н. «Витя Малеев в школе и дома»
  35. Носов Н.Н. «Живая шляпа»
  36. Олеша Ю.К. «Три толстяка»
  37. Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке»
  38. Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»
  39. Пушкин А.С. «Сказка о  рыбаке и рыбке»
  40. Свифт Д. «Приключения Гулливера»
  41. Стивенсон Р. «Остров сокровищ»
  42. Толстой Л.Н. «Три медведя»
  43. Успенский Э. «Дядя Фёдор, пес и кот»
  44. Чехов А.П. «Ванька»
  45. Чехов А.П. «Каштанка»
  46. Шарль Перро «Золушка»
  47. Шарль Перро «Кот в сапогах»
  48. Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»
  49. Д. Свифт «Путешествия Гулливера»
  50. «Огниво» Г.Х. Андерсена
  51. Беляев А. «Голова профессора Доуэля»
  52. Льюис Кэролл «Алиса в стране чудес»
  53. Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»
  54. Лесков Н. «Тупейный художник»

Для 5 класса

  1. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  2. Астафьев В. «Васюткино озеро»
  3. Бажов П.П. «Каменный цветок»
  4. Гомер «Илиада»
  5. Гомер «Одиссея»
  6. Григорович Д.В. «Гуттаперчевый мальчик»
  7. Дэфо Даниэль «Робинзон Крузо»
  8. Дюма А. «Три мушкетёра»
  9. Жуковский В. «Спящая царевна»
  10. Жюль Верн «Таинственный остров»
  11. Марк Твен «Принц и нищий»
  12. Некрасов А.С. «Приключения капитана Врунгеля»
  13. Перро Ш. «Спящая красавица»
  14. Погорельский А. «Чёрная курица, или Подземные жители»
  15. Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»
  16. Пушкин А.С. «Руслан и Людмила»
  17. Распе Э. «Приключения барона Мюнхаузена»
  18. Рыбаков А. «Кортик»
  19. Твен М. «Приключения Тома Сойера»
  20. Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»
  21. Тургенев И. С. «Бежин луг»
  22. Тургенев Н.С. «Муму»

Для 6 класса

  1. Астафьев В. «Конь с розовой гривой»
  2. Беляев А. «Человек — амфибия»
  3. Герберт Уэллс «Человек-невидимка»
  4. Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  5. Джек Лондон «Белый клык»
  6. Железников В.К. «Чучело»
  7. Лесков Н.С.   «Левша»
  8. Майн Рид «Всадник без головы»
  9. Платонов А. «Неизвестный цветок»
  10. Пришвин М. «Кладовая солнца»
  11. Пушкин А. С. «Дубровский»
  12. Распутин В. «Уроки французского»
  13. Сервантес Мигель «Дон Кихот»
  14. Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»
  15. Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное ухо»
  16. Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
  17. Чехов А. П. «Хамелеон»
  18. Чехов А.П. «Лошадиная фамилия»
  19. Чехов А.П. «Налим»
  20. Чехов А.П. «Толстый и тонкий»

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Для 7 класса

  1. «Садко»
  2. Гоголь Н. В. «Тарас Бульба»
  3. Гоголь Н.В. «Вий»
  4. Горький М. Детство»
  5. Каверин В. «Два капитана»
  6. Короленко В.Г. «Дети подземелья»
  7. Лермонтов М.Ю. «Песня про купца Калашникова»
  8. Некрасов Н.А. «Русские женщины»
  9. Паустовский К. «Мещерская сторона»
  10. Пушкин А.С. «Медный всадник»
  11. Пушкин А.С. «Песнь о вещем Олеге»
  12. Пушкин А.С. «Повести Белкина»
  13. Пушкин А.С. «Станционный смотритель»
  14. Салтыков-Щедрин М. «Дикий помещик»
  15. Салтыков-Щедрин М. «Премудрый пескарь»
  16. Салтыков-Щедрин М.Е. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  17. Толстой Л.Н. «Детство»
  18. Толстой Л.Н. «Отрочество»
  19. Тургенев И. «Хорь и Калиныч»
  20. Тургенев И.С. «Записки охотника»
  21. Фраерман Р.И. «Дикая собака Динго»
  22. Чехов А.П. «Смерть чиновника»
  23. Шекспир У. «Ромео и Джульетта»

Для 8 класса

  1. Васильев Б. «А зори здесь тихие»
  2. Гоголь Н. В. «Ревизор»
  3. Гоголь Н. В. «Шинель»
  4. Горький А. «Челкаш»
  5. Горький М. «Старуха Изергиль»
  6. Грин А.«Алые паруса»
  7. Карамзин Н.М. «Наталья, боярская дочь»
  8. Пушкин А. С. «Капитанская дочка»
  9. Пушкин А.С. «Маленькие истории»
  10. Пушкин А.С. «Пиковая дама»
  11. Скотт В. «Айвенго»
  12. Твардовский А. «Василий Теркин»
  13. Толстой Л.Н. «После бала»
  14. Тургенев И.С. «Ася»
  15. Шолохов М.«Судьба человека»

Для 9-11 классов

  1. «Слово о полку Игореве»
  2. Булгаков М. «Собачье сердце»
  3. Булгаков М.А. «Дни Турбинных»
  4. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
  5. Бунин И. «Господин из Сан-Франциско»
  6. Бунин И.А. «Тёмные аллеи»
  7. Гоголь Н. В. «Мертвые души»
  8. Гончаров И.А. «Обломов»
  9. Гончаров И.А. «Обыкновенная история»
  10. Горький М. «На дне»
  11. Грибоедов А. С. «Горе от ума»
  12. Грин А. «Бегущая по волнам»
  13. Данте Алигьери «Божественная комедия»
  14. Достоевский Ф. «Белые ночи»
  15. Достоевский Ф.М. «Идиот»
  16. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
  17. Ильф И., Петров Е. «Двенадцать стульев»
  18. Карамзин Н. М. «Бедная Лиза»
  19. Куприн А.И. «Гранатовый браслет»
  20. Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени»
  21. Лесков Н.С. «Леди Макбет Мценского уезда»
  22. Лесков Н.С. «Очарованный странник»
  23. Мольер «Мещанин во дворянстве»
  24. Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо»
  25. Островский А.Н. «Бесприданница»
  26. Островский А.Н. «Гроза»
  27. Пастернак Б. «Доктор Живаго»
  28. Пушкин А. С. «Евгений Онегин»
  29. Пушкин А.С. «Борис Годунов»
  30. Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери»
  31. Радищев А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву»
  32. Ремарк Э.М. «Три товарища»
  33. Салтыков-Щедрин М.Е. «Господа Головлевы»
  34. Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города»
  35. Солженицын А. «Матрёнин двор»
  36. Толстой Л.Н. «Анна Каренина»
  37. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  38. Тургенев И. С. «Отцы и дети»
  39. Тургенев И. С. «Первая любовь»
  40. Фонвизин Д. И. «Недоросль»
  41. Хэмингуэй «Старик и море»
  42. Чернышевский Н. «Что делать?»
  43. Чехов А.П. «Вишневый сад»
  44. Чехов А.П. «Чайка»
  45. Чехов А.П. «Человек в футляре»
  46. Шекспир У. «Гамлет»
  47. Шолохов М.А. «Тихий Дон»

Как же оформить читательский дневник?

Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник, а вы уже сами выберете форму ведения дневника.

Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а  научить делать выводы и развивать культуру читателя.  Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели.  Поэтому  мои требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или  главы, если произведение большое, записать свои выводы.

♦  дата чтения,

Что можно написать в читательский дневник

♦  название произведение,

♦  автор,

♦  главные  герои,

♦  «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает  в  1-2 предложения  основную мысль текста.

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка  произведение. А затем, когда в  учебном году, мы  проводим  викторины, внеклассное чтение,  дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.

Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.

Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи  и , конечно, о чем ребенок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это  тоже чтение.  

Научите своего  ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы  научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.

Интересно узнать и Ваше мнение по  вопросу ведения Читательского дневника.  Как Вы его ведете?

Если вы ведете дневник по поручению преподавателя и будете показывать ему написанное, лучше не проявлять чрезмерной творческой активности.

Но если дневник — ваш личный инструмент как читателя, чтобы не забыть прочитанные произведения, не сдерживайте себя. Иллюстрации, наклейки, подчеркивания цветными фломастерами — пригодится все, что поможет систематизировать информацию и сохранить эмоции от прочитанного.

Полезная привычка — выписывать цитаты героев. Потом эти высказывания могут пригодиться при написании эссе или сочинения.

Причины, чтобы сделать читательский дневник

Ведение читательского дневника приносит пользу. Например:

  1. Улучшает письменную речь (учит высказываться лаконично и по существу).
  2. Развивает память (записанное всегда лучше запоминается).
  3. Помогает лучше понять самого себя (почему нравятся те или иные герои и их поступки).
  4. Дарит свободу (в дневнике можно критиковать любых авторов, даже признанных классиков).
  5. Развивает интеллект (каждая прочитанная и осмысленная книга — важный этап личностного роста).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Если несмотря на такую подсказку как читательский дневник, литература все равно дается с трудом, воспользуйтесь услугами сервиса помощи студентам. Там работают профессионалы, которые могут подготовить все, начиная от сочинений и заканчивая дипломными работами.