Группы здоровья детей и их характеристика с таблицей

Как определяется группа здоровья?

Рассматривая вопрос о присвоении группы здоровья, врач учитывает:

  1. Наследственные факторы. При осмотре грудничка в поликлинике, врач уточнит у матери как протекала беременность, было ли влияние негативных факторов в этот период, например, болезни матери. Как прошли роды, как чувствовал себя малыш в первые недели жизни. Есть ли в семье склонность к наследственным заболеваниям.
  2. Соответствие ребенка возрастным показателям физического развития. Врача заинтересуют показатели роста и веса, окружность головы и другие параметры. У матери спросят, чему малыш научился к своему возрасту, и сравнят эти показатели с нормативами. Например, к определенному возрасту ребенок учится держать головку, переворачиваться, затем ползать, самостоятельно присаживаться и ходить. Если этого не происходит, то, наряду с другими признаками, врач может заподозрить отклонения, и назначить малышу прохождение медицинских процедур.
  3. Как происходит рост и развитие внутренних органов. Для этого, в определенные возрастные периоды, ребенка направляют на УЗИ, анализы.
  4. Работу иммунитета. Для оценки этого фактора, врач уточнит у матери частоту инфекционных и простудных заболеваний за прошедший год.
  5. Психическое развитие. О нем свидетельствует поведение ребенка. А также его интересы, речевое развитие. К определенному возрасту ребенок должен обладать определенным количественным набором слов, уметь выполнять некоторые действия. Врач спросит у матери, чему научился ребенок к своему возрасту, и сравнить эти показатели с нормативными.
    Группы здоровья детей и их характеристика с таблицей

    Прохождение медицинского обследования несовершеннолетними

Врач изучает медицинскую карту маленького пациента, по необходимости направляет его на консультации и осмотры профильных специалистов. Учитываются результаты анализов и УЗИ. Производится осмотр ребенка, замеры роста, веса и других показателей. После этого делаются выводы о возможности присвоения той или иной группы здоровья. По результатам врач дает рекомендации о корректировке образа жизни для улучшения состояния здоровья ребенка, по необходимости назначает лечение.

Важно! Группы присваиваются в результате оценки состояния здоровья детей от 3 до 17 лет. Бояться присвоенной группы не стоит, ведь это указание на то, с чем следует поработать и обратить пристальное внимание родителям.

Активность детей и группы здоровья

Группы здоровья – это условные категории, объединяющие в себе деток с разным уровнем физического состояния. Относя человека к той или иной группе, врач как бы дает условный знак тем людям, кто еще будет работать с малышом. В первую очередь, группа здоровья определяет, нуждается ли чадо в зачислении в специализированное учебное учреждение, или нет.

Распределение детей по группам здоровья, что логично следует из вышесказанного – прерогатива педиатра. И это правильно. Ведь только врач может оценить состояние, основываясь на полном, комплексном обследовании, результатах анализов и функциональных тестов.

Надо оговориться, что существуют группы здоровья новорожденных. Они присваиваются малышам, которых выписывают из роддома. На основе этого показателя определяется, сколько раз за тот или иной промежуток времени мамочка с дитем должны посетить педиатра. Однако чаще всего врач на приеме указывает дату следующего посещения. Поэтому эти данные не столь важны для родителей. В основном, категория начинает “требоваться” при поступлении в сад или школу.

Отдельно хотелось бы упомянуть о двух похожих друг на друга понятиях: группа здоровья и группа риска. Несмотря на их сходство, речь идет о разных вещах. В первом случае мы говорим о реальном, настоящем, нынешнем состоянии человека. А второе понятие характеризует деток, у которых “больше возможностей” получить то или иное заболевание, больше патогенных факторов.

При делении по степени риска – это категория детей, склонных к развитию той или иной патологии. Это деление довольно старое, еще 90х годов XX века, но иногда на эти данные ссылаются и сегодня. Выделяют 5 основных групп риска и 4 дополнительных. Если пациент причисляется к категории риска, то изменяется график его диспансеризации, к рекомендациям добавляются консультации узких профильных специалистов.

По сути, групповая единица 2а – это одна группа риска. И к ней относятся все крошки, предрасположенные к формированию того или иного патологического процесса.

ПРИКАЗ

от 30 декабря 2003 года N 621

О комплексной оценке состояния здоровья детей

_________________________________________________________________________Документ не нуждается в госрегистрации Министерства юстиции Российской Федерации

Письмо Минюста Российской Федерации от 23.01.2004 N 07/763-ЮД_________________________________________________________________________

Группы здоровья детей и их характеристика с таблицей

1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (приложение N 1).

1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В.Шарапову.

МинистрЮ.Л.Шевченко

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНАприказомМинздрава Россииот 30 декабря 2003 года N 621

Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4 базовых критериях:- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);- уровень функционального состояния основных систем организма;- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

– уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из “групп здоровья” дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:- к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;- ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания;

дети, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M – 1) или избыточной массой тела (масса более M 2), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;

дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;- к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания;

дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;- к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей;

с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

– к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии;

дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков.

Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение “здоров”.

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др.

, по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно – врачом-педиатром.Дета, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей – отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.

Приложение 2

Классы, группы болезней,
отдельные нозологические
формы

Шифр
по МКБ-10

Группа
здоровья

Примечания

1

2

3

4

Органы кровообращения

пороки сердца:

III, IV, V

В зависимости от компенсации
(степени недостаточности

врожденные

Q20-Q28

кровообращения)

приобретенные

I34-I38
I05-I09

– при отсутствии недостаточности кровообращения – III;

– при недостаточности кровообращения I ст. – IV;

– при недостаточности кровообращения в ст. более I – V

миокардит неревматической этиологии

I40-I41

III, IV, V

При полной клинической ремиссии – III,

при неполной клинической ремиссии – IV, V

ревматическая лихорадка

I00-I02

III, IV

Без порока сердца

– при отсутствии признаков активности ревматического процесса, от 1 года до 5 лет после атаки – III;

– в период стихания активности ревматического процесса (от 6 мес. до 1 года после атаки) – IV

Малые аномалии сердца:

II

– открытое овальное окно;

Q21.1

– двустворчатый клапан аорты;

Q23.1

– аномально расположенная хорда

Q24.8

пролапс митрального клапана

I34.1

I, II, III, IV

Без регургитации – I;
с регургитацией I ст. – II,
с регургитацией в ст. более I – III-IV

нарушения ритма сердца и проводимости:

II, III, IV

– экстрасистолии;

I49.1-I49.4

II

– тахиаритмии;

I47-I48

– при наличии нарушений функций сердца, аллоритмии – III, IV

– без пароксизмов II;

– синдром преждевременного возбуждения желудочков;

I45.7

– при наличии пароксизмов – III, IV

– при наличии синкопе – V

– брадиаритмии (ССУ, миграция предсердного водителя ритма)

I49.5
I49.8

блокады сердца:

II, III, IV, V

– предсердно-желудочковые блокады I ст.

I44.0

– II;

– предсердно-желудочковые блокады II-III ст.;

I44.1-I44.3

– при наличии синкопе III-IV

– внутрижелудочковые блокады

I44.4-I45

– III-IV

синдром вегетативной дистонии по ваготоническому типу

II, III

– средние уровни САД и/или ДАД в пределах 10-5-го процентиля для данного пола, возраста к роста – II;
– при наличии вегетативной дисфункции: потливость, повышенная утомляемость, головные боли и др. – III

синдром вегетативной дистонии по симпатикотоническому типу

II, III

– средние уровни САД и/или ДАД в пределах 90-95-го процентиля для данного пола, возраста и роста – II;
– при наличии вегетативной дисфункции: тахикардия, субфебрилитет и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ – III

артериальная гипертензия

I10-15

III, IV, V

– средние уровни САД и/или ДАД равные или превышают значение 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста – III, IV;
– при появлении сердечной недостаточности – V

варикозное расширение вен н/конечностей, флебит и тромбофлебит поверхностных и глубоких вен н/конечностей

I83,
I80,0-I80,3

III, IV

при отсутствии венозной недостаточности – III;
– при наличии венозной недостаточности – IV

варикозное расширение вен мошонки

I86,1

III, IV

при отсутствии венозной недостаточности – III;
при венозной недостаточности – IV

Органы пищеварения

кариес (декомпенс.)

K02

II

множественный (4-5 и более зубов)

функциональные расстройства желудка

K31

II

при отсутствии эндоскопических признаков хронического процесса

функциональные кишечные нарушения

K59

II

хронический гастрит

K29.4, K29.5, K29.7

III

при наличии эндоскопических признаков

хронический дуоденит, гастродуоденит

K29.8-K29.9

III

при наличии эндоскопических признаков

эрозивный гастродуоденит, язва желудка, язва 12-п. кишки (язвенная болезнь)

K25, K26

III, IV

в стадии ремиссии – III; при осложнениях – IV

Болезнь Крона, неспецифический язвенный колит

K50-K52

III, IV

в стадии ремиссии – III, при обострении – IV

синдром нарушения кишечного всасывания

K90.0

II, III, IV, V

вторичного характера – II;
первичного характера в зависимости от тяжести течения – III, IV, V

хроническоий панкреатит

K86

III

хронический гепатит

K73

III, IV, V

вне обострения – III,
при обострении в зависимости от тяжести – IV, V

хронический холецистит

K81.1

III

дискинезия пузырного протока желчного пузыря

K82.8

II

другие болезни желчевыводящих путей

K83

III

гельминтоз

B 65-B 83

II, III

без признаков интоксикации – II,
при наличии признаков интоксикации – III

грыжи

K40-K46

I, III

После проведенного оперативного лечения при отсутствии осложнений – I

Кровь и кроветворные органы

Анемии, связанные с питанием (железодефицитная и др.)

D50, D51, D52, D53

I, Ill

при легком течении – II;
при среднетяжелом – III

Органы дыхания

хронический бронхит, простой, слизисто-гнойный, обструктивный, эмфизематозный, неуточненный

J40-J42, J44

III, IV, V

в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности) и частоты обострений:
– 1-4 раза в год – III;
– 5-6 раз в год – IV

Астма бронхиальная

J45

III, IV, V

при полной клинической ремиссии – III;
при неполной клин. ремиссии – IV
В зависимости от компенсации (по клиническим и функциональным показателям, данным аллергологического обследования):
– при легком течении – III,
– при среднетяжелом течении – IV;
при тяжелом течении – IV или V;
при гормональной зависимости – V

бронхоэктатическая болезнь

J47

III, IV, V

в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности)

аллергический ринит

J30

II, III, IV,

при легком течении – II;
при среднетяжелом – III;
при тяжелом течении – IV

хронический ринит

J31.0

III

хронические болезни миндалин и аденоидов

J35

II, III

при гипертрофии миндалин и аденоидов 2, 2-3 ст., отсутствии лакунарных наложений и признаков интоксикации – II;
при гипертрофии 3 ст. – III

хронический синусит

J32

III

искривление носовой перегородки без нарушения дыхания

II

при отсутствии ночного храпа и ночных апноэ

хронический назофарингит, хронический фарингит

J31.1,
J31.2

II, Ill

без клинических проявлений – II

носовые кровотечения

R04.0

II

при отсутствии тяжелой органической патологии, их обуславливающих

поллиноз

II, III, IV

в ремиссии – II,
при обострении – III, IV в зависим. от тяжести течения

Ухо и сосцевидный отросток

хронический отит

H65-H75

III, IV

при обострениях до 4 раз в год -III;
при обострениях свыше 4 раз в год и отчетливом снижении слуха – IV

отосклероз, кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха (в том числе кохлеарный неврит и др.)
потеря слуха неуточненная (в т.ч. глухота на оба уха)

H80; H90;
H91.9;
H93-H95

III, IV, V

в зависимости от степени потери слуха:
– шепотная речь слышна на расстоянии более 3 метров – III;
– шепотная речь слышна на расстоянии от 1 до 3 метров – IV;
шепотная речь не слышна – V

нарушение вестибулярной функции, вестибулярные синдромы

H81-H83

II, III, IV

в зависимости от выраженности вестибулярных нарушений II, III, IV

Психические расстройства и расстройства поведения

соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы, нейроциркуляторная астения:

НЦА (по гипертензивному типу)

F45.3

II

НЦА (по гипотензивному типу)

F45.3

II

НЦА (по смешанному типу)

F45.3

II

фобические тревожные расстройства

F40

II, III

слабо выраженные – II
выраженные – III

неврастения

F48.0

II

невротические и/или астенические реакции

II

невротические реакции, связанные со стрессом

F43.2

II, Ill

слабо выраженные – II
выраженные – III

расстройство сна неорганической этиологии

F51

II

органическое эмоционально-лабильное (астен.) расстройство

F06.6

III

расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга

F07

II, Ill

слабо выраженные – II
выраженные – III

эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (тики, энурез, логоневроз, др.)

F90-F98

II, Ill

слабо выраженные – II
выраженные – III

специфические расстройства личности (психопатии)

F60-F62

II, III

слабо выраженные – II
выраженные – lII

шизотипическое расстройство

F21

III

гиперкинетические расстройства

F90

II, III

при компенсации – II
при субкомпенсации – III

расстройства поведения

F91

II, Ill, IV

ограничен. рамками семьи – II;
несоциализирован. расстр. – Ill;
социализирован. расст. – III-IV

задержка псих. развития/умств. отсталость легкой степени

F70

II

специфические расстройства развития речи и языка

F80

II

Нервная система

эпилепсия

G40

III, IV

на фоне резидуально-органических поражений головного мозга, в стадии компенсации (без постоянной терапии) – III

в стадии субкомпенсации (с постоянной терапией) – IV

Мигрень

G43

III

другие синдромы головной боли (в т.ч. неясной этиологии)

G44

III

расстройства вегетативной (автономной) нервной системы

G90

II, III

без ангиоспазмов с частотой менее 1 раза в неделю – II

с ангиоспазмами – III

гидроцефалия

G91

III, IV

при компенсации – III,
при клинических проявлениях – IV

детский церебральный паралич

G80

III, IV, V

в зависимости от выраженности симптоматики и степени компенсации III, IV, V

полиневропатии

G62

III, IV

Двигательные, чувствительные и координационные нарушения:
– без снижения функц. возм. – III
при снижении – IV

демиелинизирующая болезнь центральной нервной системы

G37.9

III, IV

вне обострения – III,
в период обострения – IV

Глаз и его придатоный аппарат

аккомодационное косоглазие

H50

II

без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушений бинокулярного зрения

Паралитическое и неаккомодационное косоглазие

H49

llI, IV

с учетом степени аномалии рефракции

гиперметропия сл.степени

H52.0

II

гиперметропия средней и высокой степеней

H52.0

III

спазм аккомодации, предмиопия

ll

миопия слабой степени

H52.1

миопия средней и высокой степеней

H52.1

III

амблиопия

H53.0

III

анизометропия

H52.3

II, III

до 5 диоптрий – II
свыше 5 диоптрий – III

хронические аллергические и воспалительные заболевания защитного аппарата и переднего отрезка глаз

H01, H13.2

III

Аллергический конъюнктивит

H10

II, III

в зависимости от течения и осложнений

Мочеполовая система

доброкачественная протеинурия (физиологическая, ортостатическая)

II

при отсутствии заболеваний почек

Кристаллурии при отсутствии мочевого синдрома

II

при присоединении мочевого синдрома или снижении функции почек – см. интерстициальный нефрит обменного генеза

Малые аномалии почек и почевыводящих путей (ротация почек, дистопия почек, небольшая пиелоэктазия, подвижность почек) при отсутствии мочевого синдрома

Q60-Q64

II, III, IV

при отсутствии мочевого синдрома – II;
при присоединении мочевого синдрома – III;
при снижении функции почек – IV

гломерулярные болезни (гломерулонефрит)

N00-N08

III, IV, V

при полной ремиссии – III;
при активности и снижении функции почек – IV;
в стадии хронической почечной недостаточности – V

тубулоинтерстициальные болезни (пиелонефрит хронический – первичный, вторичный, интерстициальный нефрит обменного генеза и др.)

N10-N16

III, IV, V

при полной ремиссии – III;
при активности и при снижении функции почек – IV;
в стадии хронической почечной недостаточности – V

нейрогенная дисфункция мочевого пузыря (нарушение ритма мочеиспускания)

II

энурез

F98,0, N39.4

III

врожденные пороки развития почек и мочевыводящих путей

Q60-Q-64

III, IV, V

при сохраненных функциях почек – III;
при снижении функции почек – IV;
в стадии хронической почечной недостаточности – V

инфекции мочевыводящих путей, цистит

N30.1

III

вторичная артериальная гипертензия (ренальная)

III, IV

при нормальной функции почек и отсутствии осложнений со стороны др. органов и систем – III;
при снижении функции почек и наличии осложнений со стороны др. органов и систем – IV

мочекаменная болезнь

N20-N23

III, IV, V

при сохранных функциях почек III;
при снижения функции почек – IV;
в стадии хронической почечной недостаточности – V

крипторхизм (неопущение яичка)

Q53

III

расстройства менструального цикла (отсутствие менструаций, скудные и редкие менструации, обильные, частые и нерегулярные менструации, скудные и редкие менструации); аномальные кровотечения из матки и влагалища, болевые и другие состояния, связанные с женскими половыми органами и менструальным циклом

N91,
N92,
N93,
N94

II, III

в период становления менструального цикла в течение 1,5-2 лет после первой менструации – II;
при установившемся менструальном цикле и при других заболеваниях – III

хронические болезни женских тазовых органов

N70, N73,
N75, N76

III

гидроцеле

N43,0-43,3

II, III

Эндокринная система, питание, обмен веществ

увеличение щитовидной железы

E00.1-
E04.0

II, III

– увеличение I, II ст. без нарушения функции – II;
– увеличение III, IV ст. без нарушения функции – III;
– увеличение I-IV ст. с гипо- или гипертиреозом – III

недостаточность питания (дефицит массы тела)

Е43-Е46

II

масса тела меньше значений минимального предела “нормы” относительно длины тела (М – 1)

избыток массы тела

II

масса тела больше значений максимального предела “нормы” относительно длины тела (М 2) (на 15-19,9% от должной)

низкий рост

Е34.3

II

варианты роста меньше минимального предела “нормы” относительно возраста и при отсутствии эндокринных нарушений

низкий рост (нанизм)

Е34.3

III, IV

ожирение экзогенно-конституциональное I-IV ст.

Е66

III, IV

превышение массы тела на 20% и более за счет жироотложения. При отсутствии изменений сердечно-сосудистой, половой, нервной и пр. систем – III, при их наличии – IV

юношеская гинекомастия

N62

II

при исключении эндокринной патологии

гиповитаминоз, гипервитаминоз, дефицит или избыток минералов

Е50-Е56,
Е64

II

нарушение толерантности к глюкозе

R73.0

II

инсулинзависимый сахарный диабет (I типа)

Е10.0

III, IV

в зависимости от степени компенсации

сахарный диабет (II типа)

E11

III, IV

в зависимости от степени компенсации

задержка полового созревания

Е30.0

II, III, IV

без сопутствующих эндокринных заболеваний – II, при их наличии и в зависимости от тяжести III или IV

Раннее или преждевременное половое созревание

II, III, IV

без сопутствующих эндокринных заболеваний – II, при их наличии и в зависимости от тяжести III или IV

Кожа и подкожная клетчатка

атопический дерматит, экзема, нейродермит, аллергический дерматит

L20, L23

III, IV

в зависимости от локализации процесса, распространенности, интенсивности кожного процесса.

при ограниченной локализации, или невыраженной степени пролиферации и лихенизации, умеренном зуде, без нарушений сна – III;

при распространенных высыпаниях или выраженной пролиферации и лихенизации, значительном зуде и нарушениях сна – IV

Крапивница

L50

II, III, IV

локализованная – II; генерализованная, рецидивирующая – III;

генерализованная, рецидивирующая с отеком Квинке или анафилактич.шоком (в анамнезе), – IV

Зуд

L29

II

Папулосквамозные нарушения (псориаз, парапсориаз и др.)

L40-L45

III, IV

в зависимости от степени компенсации

Костно-мышечная система и соединительная ткань

кифоз, лордоз

М40

II

при отсутствии рентгенологических признаков других изменений позвоночника

Сколиоз

М41

III, IV

рентгенологически и клинически не более 2 ст. искривления – III;

искривление более 2 ст. или наличие нарушений функции внутренних органов – IV

юношеский остеохондроз

М42

III, IV

без выраженных клинических проявлений – III;

с выраженным локальным и/или корешковым болевым синдромом, парестезиями и др.клиническими проявлениями – IV

нарушения осанки

II

при отсутствии рентгенологических признаков других изменений позвоночника

уплощение стоп

II

по результатам плантографии

плоская стопа (плоскостопие)

M21.4

III

по результатам плантографии

вальгусная деформация стопы

M21.0

III

врожденные и рахитические деформации грудной клетки

Q67.5-Q67.7

I

дорсопатии (в т.ч. спондилопатии), врожденные деформации позвоночника

M40-M54

III, IV

в зависимости от компенсации анатомического дефекта и состояния функции внутренних органов

деформации голени, бедра

M21,7-M21,9

III, IV

в зависимости от компенсации анатомического дефекта

артропатии, остеопатии и хидропатии

M00-M25, M80-M94

III, IV

в зависимости от компенсации процесса

юношеский (ювенильный) артрит

M08

III, IV

в зависимости от компенсации процесса

юношеский ревматоидный артрит

M08.0

III, IV

в зависимости от компенсации процесса

поражение мышц, поражение синовиальных оболочек и сухожилий, поражение мягких тканей

M60-M63, M65-M68, M70-M79

III, IV

в зависимости от компенсации процесса и состояния функции

хронический остеомиелит

М86,3-M86,6

III, IV

в зависимости от частоты обострений и состояния функции анатомического образования

Симптомы, признаки и отклонения от нормы, не классифицированные в других рубриках

аллергические реакция (на пищевые продукты, лекарства, вакцины и др.)

II

В зависимости от присвоенной группы здоровья, даются рекомендации по физической активности:

  1. К детям первой группы не предъявляются ограничения по физической активности. Они могут посещать спортивные секции, соревнования. При этом, не стоит забывать о разумном чередовании труда и отдыха.
  2. Детям, отнесенным ко второй группе, рекомендуется посещение спортивных тренировок, в целях укрепления здоровья. Нагрузки должны быть направлены на общее укрепление организма, решение существующих проблем, например, с излишним весом. При этом не стоит переутомлять ребенка, занимаясь физическими упражнениями в меру.
  3. Третья группа. Перед тем как записать ребенка в спортивную секцию, необходимо посетить врача, который определит безопасные виды упражнений. Нагрузка должна быть нормированной, по специальной программе с учетом имеющихся заболеваний. Врач может установить запрет на определенные виды деятельности, и это нужно учитывать.
  4. Детям четвертой группы рекомендовано посещать группы лечебной физкультуры, соблюдать режим дня, вовремя отдыхать. По рекомендациям врача может быть назначен массаж и выполнение специальных упражнений.
  5. Дети пятой группы выполняют специальные упражнения под присмотром специалиста, занимаются лечебной физкультурой, посещают сеансы массажа. Физическая активность ограничена, выполнение лечебных мероприятий согласовывается с врачом.

Формирование групп здоровья

Закономерный вопрос – а как вообще формируются эти группы? Для того чтобы отнести маленького пациента в ту или иную, врач должен «охарактеризовать» его по нескольким пунктам. Наиболее полный список выглядит так:

  1. Были ли отклонения у плода в период внутриутробного развития, зафиксированные на УЗИ или с помощью другого метода пренатальной диагностики?
  2. Есть ли у малыша хронические заболевания, дефекты развития (врожденные пороки)?
  3. Насколько хорошо функционируют органы и системы человечка?
  4. Каков уровень нервно-психического развития?
  5. Какова сопротивляемость организма, насколько правилен иммунный ответ (здесь учитывается в том числе, сколько раз за год кроха болеет простудными и другими заболеваниями)?

Однако чаще всего, для определения группы, первый критерий из перечисленных в расчет не берется. Он учитывается в большей степени для выставления категории здоровья новорожденному.

В обследовании маленького человека, разумеется, участвует не только участковый врач-педиатр. Малыш проходит полное обследование, включающее в себя консультацию следующих специалистов:

  • хирург;
  • глазной врач;
  • ЛОР;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • дантист.

Если специалисты находят те или иные отклонения от нормы, обязательно назначается дообследование с участием докторов других профилей.

Неужели ущемление прав?!

Кто-то из родителей, учитывая нынешние веяния свободолюбия и индивидуализма, может сказать: а не ущемление ли это прав моего чада? Почему кому-то можно заниматься физкультурой, кушать то, что готовят для всех, а нам – нет?! Так вот, это мнение совершенно ошибочно!

Группы здоровья детей и их характеристика разработаны врачами-педиатрами исключительно в интересах самих детей!

Ведь запреты ставят не по прихоти или за деньги, а ориентируясь на состояние малышули, его физические возможности учитывают возможные негативные последствия.

К сожалению эта система несовершенна. Зачастую внешне здорового ребенка обследуют недостаточно часто или не очень тщательно. Кроме того, педагоги и родители не торопятся учитывать рекомендации врачей. Отчасти поэтому встречаются эпизоды детской смерти прямо на уроках физкультуры (что недопустимо!), развития осложнений в результате неправильного питания. И возможно усугубление состояния малыша вследствие несоблюдения режима.

Именно поэтому необходимо осознавать всю важность такого распределения! Это делается не по прихоти врачей и не ради “облегчения жизни” педагогам. Не для того, чтобы учитель мог заниматься физкультурой только с половиной класса, т.к. остальные ходят в “подготовительную группу”. Не с целью разделить деток на “здоровых” и “не очень”, а потом обделять заботой одних, акцентируя внимание на других.

Такая практика введена для того, чтобы не пропустить развитие заболевания или осложнения у малыша, предрасположенного к патологическому процессу. Для того чтобы оградить его от непосильной для него нагрузки, дав время организму реабилитироваться и сформироваться. Чтобы, в конце концов, исключить слишком явную разницу в классе между теми, кто с легкостью справляется с нормативами по физкультуре, и теми, кто, не будучи ленивым и безответственным, чисто физически не может их выполнить!

А какие варианты?

В первую очередь, нужно выяснить, какие группы здоровья бывают у детей. Всего их пять, но некоторые авторы выделяют во второй категории подгруппы 2а и 2б. Разбирая вторую группу, я буду их упоминать, но в большей степени это подразделение характерно, опять же, для новорожденных.

Первая категория

Группы здоровья детей и их характеристика начинаются со здоровых деток. К огромному сожалению, крохи, которых можно было бы сюда отнести, встречаются все реже. Надо сказать, что уже в роддоме полностью здоровыми (ориентируясь только на шкалу Апгар *Шкала оценки состояния новорожденного) можно назвать менее 15% родившихся крошек, ведь оценку 10/10 или хотя бы 8/10 получают единицы. Соответственно, и в старшем возрасте показатели оставляют желать лучшего.

Апгар: существует 5 критериев – дыхание, сердцебиение, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, цвет кожного покрова. Каждый показатель может «получить» от 0 до 2 баллов. Выставляется такая оценка на 1 и на 5 минуте после рождения. Если на 1 минуте малыш получает от 0 до 3 баллов, или на 5 до 6 баллов, это значит, что ему нужна срочная реанимация.

Итак, кого причисляют к первой группе здоровья? Это детки, которые не болели или крайне редко болели за исследуемый срок (обычно обследование проводится раз в год). У них нет хронических заболеваний, а также функциональных или анатомических проблем в работе всех органов и систем организма.

Важно, что ребята не должны отставать в нервно-психическом развитии от возрастных норм. Здесь речь не идет об индивидуальных особенностях характера (например, кто-то более медлительный), а только об объективных признаках. Существуют нормы и правила оценки соответствия поведенческих реакций малыша этим нормам.

Такие дети не имеют пороков и аномалий развития. Надо учитывать, что крохотульки, имеющие, например, дефект строения ушной раковины, не влияющий на слух (оттопыренные, эльфийские уши), относятся сюда же. То есть допустимо то, что абсолютно никак не ухудшает состояние человека и не требует медицинского вмешательства.

Вторая категория

Что значит 2 (вторая) группа здоровья у ребенка? Такой “диагноз” выставляется в тех случаях, когда у малыша есть функциональные отклонения от нормы. Это значит, что проблема не органическая (не опухоль, воспаление или разрушение ткани), но только в работе органа. Так бывает, когда дают сбой биохимические механизмы, иммунитет, снижается способность организма к адаптации.

Другим критерием, по которому можно определить, что имеет место быть группа здоровья 2 у ребенка, являются частые острые заболевания. “Частые” – это более 4 раз за год. Для них характерен долгий период выздоровления и восстановления. Длительное время к малышу не возвращается аппетит, присутствует вялость, сонливость.

Детки второй группы не должны иметь тяжелых отклонений от норм психического развития. Показатели находятся либо в пределах допустимого, либо совсем незначительно от этих пределов отдалены. А вот хронические заболевания, пороки и аномалии развития у этих деток отсутствуют вообще.

По некоторым данным, выделяют две подгруппы этой категории – А и Б. Группа здоровья 2б ребенка – это как раз детки, попадающие под описание выше. Вот некоторые состояния, позволяющие отнести кроху к 2б группе:

  • поражение ЦНС в родах, повлекшее за собой незначительные отклонения в психическом развитии;
  • аномалии конституции (диатезы);
  • функциональные шумы в сердце;
  • пониженный гемоглобин (преданемическое состояние);
  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

В подгруппу А входят те, у кого нет перечисленных выше отклонений, но имеется отягощенный анамнез.

Анамнез (от греч. ἀνάμνησις — воспоминание) — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

Википедия

Это может означать, что:

  • в семье есть дети с серьезными отклонениями в развитии;
  • мать на момент рождения сына или дочери была старше 35;
  • были осложнения во время беременности и при родах;
  • имела место быть многоплодная беременность;
  • малыш недоношен/переношен;
  • низкая или слишком высокая масса при рождении;
  • была внутриутробная инфекция;
  • состояние реабилитации после тяжелых состояний, операций, заболеваний.

На самом деле, это в какой-то степени наиболее благоприятная “компания”. Такие малыши ничем не болеют, но находятся под пристальным наблюдением медиков, гораздо более внимательным, чем ребята из 1 группы. Шанс пропустить развивающуюся патологию очень низок.

Таким образом, вторая категория здоровья – это практически здоровые малыши. Но они имеют незначительные отклонения в развитии и требуют внимания со стороны медицинских работников.

Третья категория

Что значит 3 (третья) группа здоровья у ребенка? Это так называемое состояние компенсации. Как можно заметить, группы здоровья детей и их характеристика отражают не только наличие у детей тех или иных заболеваний, но и степень их тяжести. В данном случае речь идет о том, что хроническая патология есть. Однако подразумевает редкие ее обострения, протекающие не тяжело, легко купирующиеся (снимающиеся с помощью лекарств или манипуляций).

Это могут быть и пороки развития, которые не влекут за собой значительного ограничения возможностей. Вполне возможны здесь и функциональные изменения в работе организма. Однако они касаются только той системы, которая развита неправильно (“больна”). Эти отклонения мало влияют или не влияют на общий уровень жизни и активности человека.

Острые заболевания у таких малышей возникают довольно редко, протекают не тяжело. Возможен удлиненный период восстановления (особенно если патология связана с пораженной изначально системой). Что касается психо-физического развития, то оно может быть нормальным или несколько отставать от нормы.

Значительных отклонений обычно не наблюдают, малыши из 3 группы вполне социально адаптированы, с легкостью находят общий язык со сверстниками. Однако для таких крох характерна недостаточность массы тела 1 или 2 степени, низкий рост, некоторая мышечная слабость.

Группа здоровья 3 у ребенка – это совершенно не приговор. Самое главное – не пропускать визиты к врачу, выполнять рекомендации. Неизлечимых заболеваний у деточек этой категории обычно нет, все поддается медицинской коррекции. Но от родителей требуется максимум ухода и заботы. Это важно еще и для того, чтобы не допустить развития имеющихся заболеваний.

Четвертая категория

Четвертая (4) группа здоровья у детей – это “промежуточная” стадия, так называемой субкомпенсации. Термин этот подразумевает под собой отсутствие угрожающих жизни состояний, не говорит о неизлечимости больных.

Для ребят этой “компании” характерны довольно серьезные врожденные пороки развития. Они уже имеют влияние на жизненный ритм человека. Патологические изменения затрагивают не только изначально “неправильную” систему, но и органически здоровые органы. Имеются хронические заболевания (часто не одно). Обострения этих нарушений развиваются часто, обычно с осложнениями.

Острые нарушения лечатся тяжело, после них чадо долго восстанавливается, ему требуются особые условия реабилитации. Часто такие детки находятся в обществе с трудом, т.к. их диагнозы накладывают отпечаток и на характер, и на мировосприятие, и на физические возможности.

Что касается нервно-психического развития, то оно может быть абсолютно нормальным. Отклонения совершенно необязательны, такие детки, наоборот, часто интеллигентнее других (в силу отсутствия возможности, например, бегать и баловаться). Однако нередки и отклонения, от незначительных до тяжелых. Характерен дефицит массы тела, роста, мышечной силы.

Очень часто таким ребятам требуется обучение в специализированных заведениях. И даже если это не так, им показаны значительные ограничения по учебным и физическим нагрузкам. Практически всегда обязательна какая-либо поддерживающая терапия на постоянной основе (медикаменты, ЛФК и т.п).

Стоит напомнить, что группы здоровья детей и их характеристика не обязывают родителей отдавать своего кроху в специализированные учреждения. Но если такой совет прозвучал, лучше к нему прислушаться. Вопреки распространенному мнению, не совсем здоровое дитя, находящийся в обществе “обычных” сверстников, не идет на поправку быстрее.

Наоборот, он начинает осознавать некую неполноценность, развиваются комплексы, маленький человек замыкается в себе (а если он еще и подвергается насмешкам?). Зато находясь в особом учреждении, где с ним занимаются подготовленные педагоги, он может делать большие успехи. И никто не сказал, что через пару лет такой малыш не сможет учиться в рядовой школе!

Пятая категория

Что значит 5 (пятая) группа здоровья у ребенка? К этой категории относят деток, имеющих очень серьезные отклонения в физическом состоянии. Будь то тяжелые хронические заболевания, с редкими периодами клинической ремиссии (отсутствие симптомов), или аномалии развития. Эти малыши угрожаемы на инвалидность или уже ее получили.

У таких детей имеется поражение всех (или почти всех) органов и систем, причем патология как функциональная, так и органическая. Частые инфекционно-воспалительные процессы с большим количеством тяжелых осложнений.

Острые заболевания – состояние, практически перманентное для них. Это значит, что за год они более 8-10 раз обращаются за медицинской помощью.

К этой категории относят наиболее “тяжелых” пациентов, для которых, кроме прочего, нередка задержка психического развития. Однако этот пункт вовсе не является обязательным!

Надо сказать, что аномалии развития могут быть не только врожденными. К этой же группе относятся детки, перенесшие тяжелые калечащие операции, травмы, заболевания. В обязательном порядке пятая группа здоровья у ребенка включает в себя онкологических больных. Причем как в процессе лечения, так и на этапе ранней реабилитации, и в постреабилитационном периоде (до 5 лет).

Виды групп здоровья взрослого населения

Группа здоровья взрослого населения определяется после прохождения диспансеризации.

Группы здоровья детей и их характеристика с таблицей

Группы здоровья

По результатам врачебного осмотра присваивается одна из групп:

  1. Первая группа. Здоровые люди, без хронических заболеваний, с хорошим самочувствием. При отсутствии жалоб им достаточно проходить медосмотр ежегодно.
  2. Вторая группа. Имеются хронические заболевания, не препятствующие человеку выполнять ежедневную работу и не влияющие на самочувствие. При отсутствии жалоб, необходимо показываться врачу раз в полгода. Рекомендуется выполнять упражнения, направленные на укрепление организма и проводить профилактические мероприятия.
  3. Третья группа. Имеются часто обостряющиеся хронические заболевания, влияющие на трудоспособность. Необходимо лечение и постоянное наблюдение врача.

Важно! Выполнение профилактических мероприятий, направленных на укрепление организма, полезно при любой группе здоровья. Но уровень физической активности различен, и при наличии хронических заболеваний должен быть согласован с врачом.

Определяем группу здоровья

Как уже упоминалось, распределением детей по категориям занимается врач-педиатр. Каждый малыш, зарегистрированный на участке, должен быть “классифицирован” по этому признаку.

А как определить группу здоровья ребенка самостоятельно, можно ли это сделать? В принципе, да, хотя большого смысла в этом нет. Ведь перед садиком и школой Вашему чаду все равно придется проходить медкомиссию. Однако материалы на тему группы здоровья детей и их характеристика доступны всем. Чтобы не возникало путаницы, попробуем вывести строгий алгоритм определения категорий.

Для начала каждому родителю нужно знать, что групповая принадлежность выставляется по наиболее тяжелому заболеванию. Если, например, у малыша нет никаких заболеваний, кроме порока сердца, который не доставляет беспокойства, его следует отнести к 3 группе.

Во-вторых, может помочь с определением таблица. По сути, это те же данные, что были представлены выше в текстовом виде, но более сжато.

Группа здоровья Хронические заболевания Острые заболевания Аномалии развития Функциональные отклонения Нервно-психическое развитие
1 (первая) Нет Редко (до 4 раз в год) Нет или незначительные, не влияющие на качество жизни Нет В норме
2 (вторая) Нет Часто (от 4 до 6 раз в год), лечение долгое, период реабилитации затягивается Нет или незначительные, не влияющие на качество жизни Есть В норме/слегка отстает
 3 (третья)  Есть, нетяжелые, обостряются редко, дают хороший ответ на лечение  Часто, с тяжелым течением  Есть,
незначительное ограничение возможностей
 Есть, но только в той системе, где есть хроническая патология  В норме/слегка отстает
 4 (четвертая)  Есть, частые обострения, лечатся с трудом, вызывают нарушения ритма жизни, требуют ограничений деятельности  Часто, протекают тяжело, лечатся долго, почти всегда осложненные  Есть, ощутимое ограничение возможностей. Часто требуется специализирован-ный уход  Есть, причем не только в уже пораженной системе, но и в той, где нет порока развития или хронического заболевания  В норме/слегка отстает/ощутимо отстает
 5 (пятая)  Есть, тяжелые, с редкими облегчениями  Возникают часто, периоды реабилитации затянутые, частые осложнения  Есть, тяжелые. Обучение только в специализирован-ных учреждениях.  Есть, затрагивают не только анатомически пораженный орган или систему, но и “здоровые” элементы  В норме, может быть незначительное или значительное отставание

Стоит оговориться, что подобные распределения по категориям, актуальны до 17-18 лет. По достижению этого возраста человек переходит во взрослую сеть, а там уже свое деление.

Определение категории – важный этап. Нельзя “расслабляться”, даже если Вашему чаду поставили 1 группу. Необходимо в срок проходить медицинское обследование. Обязательно помните, что выставление номера категории – это не подписание приговора. Из каждой ситуации есть выход. Группы здоровья детей и их характеристика – это серьезно, но не окончательно.

Утренняя зарядка для детей 2-2,5 летКак тренировать вестибулярный аппарат малыша