Филимоновская игрушка. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам

История

В энциклопедическом словаре-справочнике «Тульские древности» есть статья, посвящённая филимоновскому гончарному промыслу: «Филимоново — село в Одоевском районе — один из древнейших центров производства Филимоновской игрушки в России. Расположено в 7-8 км от Одоева. Недалеко от реки Оки. История села восходит к середине. XVI в.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре.

Красавец-петух, филимоновский
pinterest button Красавец-петух, филимоновский Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

Филимоновская игрушка. Ладья 2010
pinterest button Филимоновская игрушка. Ладья 2010 shakko, CC BY-SA 3.0

После Великой Отечественной Войны промысел филимоновской игрушки был на грани исчезновения. В конце 70-х годов был возрожден при содействии государства. В последнее время филимоновский промысел также получил некоторую поддержку от местных государственных органов.

На сегодня в Одоеве работают несколько семей мастеров филимоновской игрушки. Практически все они члены союза художников России.

Яркую эмоциональную искреннюю филимоновскую игрушку очень любят во Франции, не отпускают передвижные выставки, приглашают мастеров проводить мастер-классы. Игрушки заказывают музеи Японии, Германии и других странах.

Емеля на печке, филимоновская игрушка
pinterest button Емеля на печке, филимоновская игрушка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В экспозиции Русского музея в городе Санкт-Петербурге находится несколько филимоновских игрушек датированных 60-ми годами.

Действует творческая мастерская «Любота» в Филимоново.

Особенности филимоновской игрушки

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам.

Кошечка с птичкой, филимоновская свистулька
pinterest button Кошечка с птичкой, филимоновская свистулька Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги.

Поросёночек, филимоновский
pinterest button Поросёночек, филимоновский Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет.

Сюжеты филимоновских игрушек весьма разнообразны и насчитывают более пятидесяти наименований, но при этом стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

Филимоновская стилистика в лепке — это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, а главная особенность в росписи — трёхцветный геометрический орнамент. Словом, удлинённые, изящные силуэты фигур гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, но в то же время лаконичной росписью.

Кажущаяся простота изготовления филимоновской игрушки и неизменный спрос на неё не раз побуждали отдельных мастеров и даже целые предприятия в других регионах наладить у себя массовое производство подобных изделий. Но даже не знатоки филимоновского гончарного промысла различали настоящую игрушку от поделок «под Филимоново».

В чём же секрет филимоновской игрушки? Почему не снижается интерес к ней вот уже несколько веков? В очерке «Добрый зверь из Филимонова», опубликованном в еженедельнике «Литературная Россия» (04.04.1969), искусствовед Яков Зубарев приоткрыл некоторые тайны филимоновского чуда: «Я смотрю на причудливых зверей-великанов, и передо мною встают фантастические образы из детских сказок. Ведь фантазия ребёнка гиперболична, и в филимоновской игрушке нет места дотошному натурализму. В этих удивительных зверях подчёркнуты только главные, наиболее характерные детали, и это придаёт им особую лаконичность и убедительность. Козёл — потому что «борода», заяц — потому что «косой», корова —потому что «рога».

Возрождение филимоновской игрушки

Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. Огромный вклад в возрождение и развитие филимоновского гончарного промысла внесли художник Николай Васильевич Денисов и его жена Римма Васильевна. С 1965 по 1984 год Н. В. Денисов работал во Всесоюзном НИИ игрушки в Загорске (г. Сергиев Посад). А с 1984 более семи лет за счёт своих собственных средств занимался восстановлением филимоновской игрушки. Николай Васильевич собрал и сплотил талантливых молодых людей, так же как и он влюбленных в игрушку.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приёмы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и тиснением, обваркой и глазуровкой. Многие ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

Музей филимоновской игрушки

Музей филимоновской игрушки в Одоеве

Сергей Кузнецов — директор музея филимоновской игрушки

В Одоеве, на улице Сильверстова, 11, при поддержке администрации предприниматель и меценат Сергей Кузнецов открыл Музей филимоновской игрушки, уже насчитывающий более двух тысяч экспонатов! Представлены в музее и образцы гончарного игрушечного искусства из сорока регионов России и десяти стран мира. Посетители музея пишут не только восторженные отзывы, игрушка вдохновляет и на стихи, и даже песни.

Вот одна из них, написанная поэтессой Натальей Мурко.

Как будто бы из детства моего:
лошадки скачут, вьются завитушки,
И сердцу моему милей всего
Свирели филимоновской игрушки.

Припев:
Свистит пастушек в глиняный рожок,
И эту песнь, как весть разносит ветер:
Игрушка филимоновская есть!
И мастера её живут на свете!

На книжной полке, в городской пыли,
Как занесло вас в этот мир рутинный?
Из края, где поля, да ковыли.
И мудрость мастеров старинных.

Припев.

Так всё воздушно, св`етло и легко!
Узорочье и стройные осанки.
И глина ослепительней снегов
Сияет как алмаз в огранке!

Припев.

В душе своей я тайну берегу:
Расправит крылья сказочная птица —
И по росе за ней я побегу,
Чтоб снова в детство возвратиться.

Адрес музея «Филимоновская игрушка»: Тульская область, п. Одоев, ул. Сильверстова, 11

Время работы: среда—воскресенье с 10:00 до 17:00, без обеда; понедельник, вторник — выходные дни.

Входной билет: 250 рублей (дети, студенты, пенсионеры — 150 рублей)